
Почему мы ездим на одинаковых машинах и пользуемся одинаковыми смартфонами: промышленный дизайн.
Дата публикации: 22 августа 2019 года
В последнее время многие производители перестают выпускать что-то действительно красивое и уникальное, выбрав путь унификации и боясь сделать что-то не то. Виной тому зачастую — трусливые “недодизайнеры” или не менее трусливые руководители, которые боятся выделиться.
Смартфоны стали одинаковыми, автомобили, хоть и отличаются, но не так существенно, а самолеты даже специалист не всегда сможет отличить друг от друга. Какая-то фантазия присутствует, пожалуй, только в одежде и мебели. Но и тут не все так гладко…
Многие, вспоминая произведения дизайнеров шестидесятых-семидесятых годов прошлого века, считают именно их золотым веком промышленного или, как его еще называют, индустриального дизайна. Тогда производители еще пытались самовыражаться в своих творениях, а не просто делать товар, который понравится всем. Несмотря на такой подход многие решения того времени до сих пор считаются золотым стандартом в своих направлениях и идеальным сочетанием красоты и удобства.
Тем не менее в дизайне нет четких критериев — все субъективно. Каждый сам решает для себя, что красиво, а что тянет максимум на звание товара народного потребления. Давайте же вспомним те вещи, созданные человеком, которые хоть и не выдержали конкуренции на поле унификации, но навсегда запомнились ценителям.
1. Грузовой транспорт
Что собой представляет типичный дальнобойный грузовик? Седельный тягач, оснащенный кабиной со спальным отсеком, в котором водитель сидит высоко над дорогой. Но такая компоновка хоть и традиционна для выпускаемых автомобилей, имеет ряд минусов. Во-первых, у тягача есть слепые зоны, в которых могут «спрятаться» легковые автомобили, что может привести к аварии. Ну и во-вторых, залезать в кабину на высоту своего роста по нескольку раз в день, пусть и с подножками, все равно не слишком удобно. Многие конструкторы пытались решить эту проблему, сконструировав низкие грузовики, в которые можно было забираться как в легковой автомобиль
1965 – Bussing Supercargo Dachlaster
Понятное дело, обычный рядный дизель под пол не поставишь – слишком высокий. «Бюссинги», как и «Икарусы», оснащались так называемыми «горизонтальными» дизелями – это были рядные двигатели, блок цилиндров которых лежал «на боку», почти параллельно земле. По сути такой двигатель представлял собой половинку оппозитного мотора и имел небольшую высоту. Что интересно, на ряде таких моторов пришлось применять «сухой» картер: масло для двигателя хранилось в отдельном резервуаре и перекачивалось специальным насосом.
Такая компоновка обеспечивала множество плюсов: например, пол в кабине стал полностью ровным, туда не проникали жар и шум от мотора, снижался центр тяжести, а значит, и устойчивость автомобиля. Удобнее стало обслуживать двигатель: заехал на яму в ремзоне – и все агрегаты перед механиком оказываются почти в прямой доступности.
Но, конечно, не избежали и проблем. На почти неприкрытый двигатель летела вся дорожная грязь и песок, поэтому конструкторам пришлось спешно придумывать аэродинамический защитный кожух. В кабине установили тахометр, поскольку водители почти не слышали звука мотора и не могли переключать передачи «на слух», как в машинах с двигателем под кабиной. Автомобилем стало тяжелее управлять, поэтому пришлось спешно устанавливать гидроусилитель руля. Произведено 50 штук.
2. Авиация
Одним из самых необычных самолетов в истории авиации стал Beechcraft Starship, первый полет которого состоялся в 1986 году. В его конструкции, кроме необычного дизайна, нашли свое отражение множество передовых технических решений, которые были бы актуальны до сегодняшнего дня. Проблема в том, что самолет больше не производится, а редкие образцы, которые были переданы заказчикам, считаются практически бесценными.
Главной особенностью самолета является отсутствие хвоста и толкающие турбовинтовые двигатели, расположенные на максимальном удалении от салона. Такое решение позволило сделать салон более комфортным и тихим. В отсутствии хвоста управление по курсу осуществляется за счет небольшого киля в нижней части самолета и развитых законцовок крыла. Тангаж (наклон или подъем носа) осуществляется за счет крыльев в носовой части. Конструкция кажется сложной, но многие авиаторы, которым посчастливилось управлять этой техникой, отзываются о ней только положительно, отмечая ее высокие летные характеристики.
Самолет не стал последней разработкой Beechcraft. Компания до сих пор существует, а модель не получила широкого распространения из-за высокой цены. Стоимость Beechcraft Starship составляла 3,9 миллиона долларов. За эти же деньги можно было купить несколько существенно более быстрых моделей с турбореактивным двигателем, а модели с аналогичной скоростью стоили на один миллион долларов дешевле. В 2003 году компания объявила о нерентабельности поддержки малого парка самолетов этой модели, предложила владельцам обменять их на другие модели и утилизировала те, что хранились у них “на складе”.
3. Ж/д перевозки
Следующим образцом промышленного дизайна, который можно назвать уникальным, будет необычный поезд, которые так же не нашел широкого отклика в сердцах эксплуатирующих организаций.
Если посмотреть на Aerotrain со стороны, кажется, что ему не хватает крыльев, с которыми он просто улетел бы с этой скучной планеты. Собственно, так он и появился. Он был сделан General Motors Electro-Motive Division с применением авиационных материалов. Основной его задачей было возвращение былой популярности железнодорожному транспорту, утраченной на фоне появления доступных авиаперевозок и личного транспорта.
Появившись в середине пятидесятых годов прошлого века, он проработал всего около 10 лет. При этом постоянно перебрасывался с маршрута на маршрут. Основными недостатками поезда была его жесткость, маленькая скорость и неудобство для пассажиров. Зато дизайн у него был очень крутой. Жаль, никто не взял его в разработку.
4. Автомобили
Вот тут мнения могут разделиться — вторая половина прошлого века была богата на необычные модели автомобилей, которые порадовали нас своим появлением. Сюда можно отнести и Dodge Charger, Chevrolet Corvette, знаменитые модели Cadillac и даже легендарную Audi Quattro.
Несмотря на достойнейших конкурентов Ford GT40 стоит особняком. Он производился в 60-е годы прошлого века и специально создавался для побед в Ле-Мане, как противопоставление машинам Энцо Феррари.
Цифра 40 в названии была неслучайной. Она означала полную высоту автомобиля, составляющую 40 дюймов (102 см), предписанную правилами соревнования.
Машина выглядела максимально необычно, сочетая в своем дизайне простоту линий со скрытой агрессивностью, позволяющей с первого взгляда признать в ней спортивный автомобиль.
Не так давно модель получила обновление, но это уже совсем другой автомобиль, в котором нет былого шарма. Новинка опять же похожа на другие современные автомобили. Жаль… Такую машину профукали.
5. Сотовые телефоны
До того, как Стив Джобс показал со сцены первый iPhone, и все производители начали его копировать, слепо приняв за эталон, на рынке мобильных телефонов творилось настоящее безумие. Хотелось подойти к тем, кто рисовал такие устройства, как Nokia 7600, Nokia 7610 и Nokia N-Gage, похлопать их по плечу и попросить отсыпать того, что они курили. Другие производители тоже иногда выпускали что-то необычное, но за Nokia им было не угнаться
Из моделей на тот момент еще финского бренда я могу отметить все причудливые решения, которые были похожи то на пудреницу, то на шкатулку, то вообще непонятно на что…
Кто же лучше рисует дизайн предметов? Тот, кто делает это сейчас, или тот, кто приложил свой карандаш к описанным выше предметам и транспортным средствам? Однозначного ответа нет. Внешний вид любого устройства или предмета — понятие максимально субъективное. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Как вы считаете, когда дизайнеры работали более смело? Тогда или сейчас?
Еще больше новостей читайте в нашей группе вконтакте vk.com/gruzoplaneta
ИНФОРМАЦИЯ ТРОНУЛА ВАШЕ СЕРДЦЕ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!