
Что случилось со ставками на грузоперевозки в 2021 году?
В целом некоторые транспортные компании говорят о росте ставок от 30% до 100% в 2021 году по сравнению с прошлым годом.
Наибольший рост показали перевозки, требующие привлечения техники более позднего года выпуска с минимальным износом (например, в сегменте перевозок дорогостоящей техники или продуктов питания).
Менее всего рост коснулся сегментов, не нуждающихся в качественной технике (например, перевозки строительных материалов).
При этом за последние несколько лет цены на грузовые автомобильные перевозки практически не менялись, несмотря на то, что стоимость техники, запчастей, топлива, а также заработная плата все это время росли как минимум в рамках инфляции.
В этом же году цены на транспортные средства выросли на 20-30%, а на некоторые модели — и того больше. Основной причиной этого стал глобальный дефицит грузовых автомобилей, спровоцированный нехваткой чипов. Соответственно, часть перевозчиков просто не смогла с этим справиться.
Сроки выпуска новых тягачей затягиваются, некоторые производители и вовсе были вынуждены приостановить сборку новых автомобилей из-за нехватки комплектующих.
При этом в следующем году сложная ситуация в автомобилестроении рискует продолжиться. По крайней мере, представители ведущих автоконцернов Ford Motor и General Motors в октябре в комментариях the Financial Times высказывали опасения, что, хотя в 2023-м году острота проблемы может ослабнуть, дефицит микросхем все равно будет ощущаться.
Кроме того, на рост ставок оказал влияние продолжающийся тренд на укрупнение рынка. Крупные перевозчики расширяют свой автопарк, мелкие уходят с рынка, себестоимость у них разная — соответственно, это оказывает влияние на рост цен.
Существует также проблема с нехваткой водителей. Транспортным компаниям приходится продолжать увеличивать заработную плату, что, естественно, влияет на рост ставок.
Идем далее. Свой «вклад» в рост ставок, естественно, внесло и подорожание топлива на фоне повышения мировых цен на нефть. Цены на перевозки зависят от операционных расходов транспортных компаний. Примерно треть всех затрат — это расходы на топливо. Соответственно, когда растут цены на нефть, растут и операционные расходы.
Осторожные прогнозы
Вместе с тем, о том, как будет развиваться ситуация на рынке в ближайшие месяцы и в следующем году, участники рынка говорят с осторожностью.
При этом в следующем году таких резких скачков цен уже не должно быть, хотя рост ставок, хоть и более плавный, все равно продолжится. Как изменится ситуация, станет понятно в первом полугодии следующего года.
Однако, если судить по доступным данным, предоставленным исследовательскими агентствами, ставки растут уже 5 квартал подряд и, согласно прогнозам, продолжат расти и дальше — вместе с операционными расходами транспортных компаний.
Перевозчики по-прежнему не переносят всю выпадающую на них нагрузку в ставки. Часть растущих расходов транспортные компании берут на себя — поэтому цены на предоставляемые услуги растут не так быстро, как операционные расходы перевозчиков.