
«Фуры нагрузили бумажками». Новый формат транспортной накладной привел к неразберихе
Дата публикации: 25 января 2021 года
Новая форма транспортной накладной превратила экспедиторов в грузоотправителей. Перевозчики опасаются возможных рисков и ждут разъяснений от властей.
Итак, новые правила заполнения транспортной накладной, вступившие в силу 1 января 2021 года, уже умудрились создать сложности для рынка автомобильных перевозок. Теперь необходимо указать в документе всех участников процесса, что не всегда возможно — в результате создаются налоговые риски. Игроки пока не могут оценить масштаб потенциальных потерь — однако, по их мнению, новый порядок приведет к сокращению числа участников транспортной цепочки.
В накладную добавлена возможность внести отметку о том, что лицо «является экспедитором», которая должна быть обязательно сделана, если накладная заполняется именно им. Таким образом, экспедитор, в соответствии с новой формой накладной, отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик.
Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза, что существенно повышает для него риски, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.
В результате часть участников не включается в ТН, и единственным документом, подтверждающим выполнение услуги (для отнесения издержек на затраты), остаются договоры — что, безусловно, может вызвать налоговые риски. Часть крупных грузоотправителей уже предъявляют новые требования к оформлению документации, но, скорее, пока в формате диалога и консультаций по правилам заполнения, так как у рынка в целом нет финальной четкой картины.
Масштаб налоговых рисков и возможных потерь для отрасли участники рынка пока оценить не берутся, но потенциально он велик. Например, в отраслях, где есть большое колебание спроса (ритейл, e-commerce), зачастую возникает потребность в доставке груза через несколько часов после формирования его на складе.
И если заказчик работает только с ограниченным кругом крупных транспортных компаний, то существуют высокие риски, что у тех «в моменте» не окажется готового транспорта в нужном регионе».
Заказчик мог нанять экспедитора, который привлечет транспорт от других контрагентов — но теперь такие сделки будут существенно затруднены, так как в базовом варианте транспортная компания может привлечь на подряд только собственника транспорта, что не всегда возможно.
Основные риски, возникают потому, что в транспортной накладной смешиваются отношения, которые регулируются договором перевозки груза, с элементами договора транспортно-экспедиторского обслуживания. Кроме того, вводятся новые понятия, определений которых нет в транспортном праве.
«Например, «лицо, от которого забирается груз». А кто же тогда грузоотправитель?
Результат: из-за возможной путаницы резко повышаются риски участников транспортной цепочки, касающиеся сохранности груза, и риски переквалификации услуги ФНС с незачетом расходной части. Наиболее очевидным путем устранения рисков, безусловно, является недопущение нарушений самим экспедитором.
Как бы то ни было, поставить точку в этом вопросе смогут лишь официальные разъяснения от Минтранса, Минфина или ФНС.
Еще больше новостей читайте в нашей официальной группе Вконтакте
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ!