Транспортная накладная по новым правилам
Каждому сотруднику компании-грузоотправителя, работающему с экспедиторами и перевозчиками, стоит понимать нюансы документооборота в новых реалиях. Рассказываем об основных правилах.
С 1 января 2022 года в правовой оборот вводятся понятия электронных перевозочных документов:
- электронной транспортной накладной
- электронного заказа-наряда
- сопроводительной ведомости.
С этого момента для документооборота между участниками логистической цепочки становятся доступными электронные ТН, которые призваны сделать логистический процесс более быстрым и открытым, а значит — более безопасным. Нюанс состоит в том, что передавать отчетность в государственные службы (Минтранс, ФНС) организациям пока придется по-прежнему в бумажном виде.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом…» утвердило новую форму транспортной накладной (ТН) — основополагающего документа при грузоперевозках.
В ней, к примеру, появились поля:
- «Клиент (Заказчик организации грузоперевозки) (при необходимости)»
- «Прием груза. Лицо, от которого забирается груз»
- «Код типа владения ТС»
- «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)»
Пометка «при необходимости» говорит о том, что это поле можно оставлять пустым.
Разночтения при заполнении некоторых пунктов обновленной ТН должны исчезнуть с накоплением опыта ее использования. Сегодня, например, не всегда очевидно, кто является «лицом, у которого забирается груз» и какую ответственность оно несет. Теоретически здесь может быть указан как склад грузоотправителя, так и любой сотрудник, даже тот, кто не имеет непосредственного отношения к грузоперевозке.
Кажется, что такая ситуация создает риск манипуляций с ТН и опасность для груза. Однако гражданско-правовой ответственности за нарушение правил оформления этого документа законодательством не предусмотрено, а судебная практика подтверждает, что даже при отсутствии ТН доказать факт перевозки можно другими способами. То есть, несмотря на критическую важность ТН в процессе грузоперевозок, форма ее заполнения может варьироваться.
Доверие к экспедитору
Раньше новые подходы к судебной практике предлагало правительство. Например, суд предусматривает разделение перевозчиков на два типа: фактический (непосредственно исполняющий перевозку) и договорной (с кем у грузоотправителя заключен договор).
Обязанности и ответственность договорного и фактического перевозчиков пока законодательно не прописаны, и особенности применения этого нововведения будут видны по мере появления судебных прецедентов.
Поэтому сейчас юристы советуют грузоотправителям заключать договоры не напрямую с перевозчиками, а с крупными экспедиторами, с обязательным получением экспедиторской расписки и заполнением ТН. Тем более что правительством было скорректировано соотношение обязательств между перевозчиком и экспедитором.
Кроме того, стоит остерегаться исполнителей перевозок, действующих по доверенности: в большинстве случаев невозможно утверждать точно, кто поставил подпись на такой доверенности и не закончилось ли ее действие.
Проверка документов
Основные документы, которые должен предоставить перевозчик грузоотправителю перед тем как забрать груз, — водительское удостоверение и путевой лист. После этого сотруднику со стороны грузоотправителя следует проверить договор, заключенный с перевозчиком или экспедитором, выписать транспортную накладную и сопроводительные документы.
Наличие у перевозчика договора страхования ответственности особенно важно, если стоимость груза высокая: это поможет значительно увеличить шансы на взыскание ущерба, если груз при перевозке будет утрачен.
В транспортной накладной грузоотправителю нужно указывать все документы, связанные с разрешениями и спецификой груза. Иначе перевозчик в случае инцидента (например, перегрузе ТС) сможет предъявить грузоотправителю претензии и потребовать возмещения убытков.
Также в ТН нужно прописывать объявленную стоимость груза: в случае недостачи или повреждения груза перевозчик будет нести ответственность именно в рамках этой суммы.
В договоре перевозки грузоотправителю рекомендуется детально расписать три дополнительных условия: особые свойства перевозимого груза (например, температурные условия перевозки), обязанность перевозчика принять достаточные меры к сохранности груза во избежание его кражи (например, останавливаться только на охраняемых стоянках и выдать груз только в указанном месте уполномоченному лицу), обязанность перевозчика принимать меры, направленные на предотвращение инцидентов с грузом (например, пожаров).
В этом же договоре стоит прописать в качестве существенных условий все то, что грузоотправитель считает необходимым для сохранности груза. Таким существенным условием может стать доставка груза до места назначения только автомобильным транспортом — тогда перевозчик не сможет, например, разделить груз и отвезти его частично ж/д-транспортом или самолетом.
Также существенным условием можно прописать доставку груза одним перевозчиком, без перемещения груза в другое ТС. Чем меньше манипуляций происходит с грузом в пути, тем меньше вероятность его пропажи или повреждения. Единожды разработанная общая форма договора позволит применять ее каждый раз с минимальными изменениями в тексте документа.
Проверка контрагентов, отслеживание груза, правильно составленные документы сводят риски утраты груза практически к нулю. Слаженная работа сотрудников склада, бухгалтерии, службы безопасности, юристов приводит к тому, что отправленные грузы не теряются, а в случае форс-мажоров утраты будут полностью возмещены.