8 (953) 696-44-44
Принимаем звонки:
с 08:00 до 17:00

Заявка на груз

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОС?
ЗАДАЙТЕ ЕГО НАМ!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
и с вами свяжется наш консультант, чтобы ответить на Ваши вопросы.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ НОМЕР
и мы перезвоним Вам!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
и с вами свяжется наш менеджер, чтобы ответить на Ваши вопросы или начать сотрудничество.

Мы гарантируем конфиденциальность оставленных Вами контактных данных.

Киров, Московская улица, 107Б
Пн-Пт 08:00-17:00

Принимаем звонки:
с 08:00 до 17:00

Совсем без бумаг: перевозчики внедряют электронные транспортные накладные

Дата публикации: 20 июля 2020 года

Итак, в феврале 2020 года на рынке грузоперевозок произошло знаковое событие. Состоялся первый рейс с использованием электронной товарно-транспортной накладной (ЭТТН). Популярный перевозочный документ был передан в сервисе Synerdocs, а протестировал решение компания официальный представитель Japan Tobacсo International на территории РФ.

Зачем нужна электронная накладная?

Во-первых, появляется возможность контролировать и видеть все этапы передвижения груза. При подписании транспортной накладной фиксируются основные операции с товаром, то есть — появляется возможность знать: отпустил ли грузоотправитель продукцию со склада, приняла ли её транспортная компания, были ли переадресовки или недогрузы и т.д. Вся информация отображается в онлайне – достаточно просто войти в сервис обмена и проверить статус ЭТрН.

Благодаря электронному документообороту ускоряются процессы, в том числе быстрее проходит расчет между контрагентами. Например, как только накладную подпишет грузополучатель, грузоотправитель может сразу оплатить услуги транспортной компании. При «цифровой» перевозке отсрочка платежа начинается с момента выгрузки и подписания документов. Сводятся к минимуму не только канцелярские и курьерские доходы, но и сокращаются кассовые разрывы в компании.

Далее — документы не теряются и их легче найти. Товар во время доставки может преодолевать огромные расстояния, зачастую водитель одновременно везет сразу несколько заказов в различные точки. Бумажные документы легко перепутать или потерять — ЭТрН же всегда находится в сервисе и одновременно на мобильном устройстве водителя. При необходимости нужную накладную всегда можно найти, а для хранения не нужны шкафы – все документы хранятся в облаке.

Также снижается вероятность кражи товара в процессе доставки. Доступ к мобильному подписанию документа водитель получает только после процесса идентификации. Он не может забрать груз, пока не подпишет документ электронной подписью с помощью мобильного устройства — соответственно, получить информацию по конкретной накладной и подписать ее в электронном виде у мошенников не получится.

А законно ли это всё?

По факту российское законодательство давно разрешает оформлять все первичные учетные документы, в том числе и транспортные накладные, в электронном формате. Порядок использования перевозочных документов описан в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» — в нем законодатели пояснили, что транспортная накладная подтверждает факт перемещения товара, служит основанием для ведения учета покупателем и продавцом, а также расчетов с перевозчиком.

И так как транспортная накладная является первичным документом, то ее может истребовать налоговая служба. Представить его можно. Просто нужно распечатать документ из сервиса с отметками о подписании всеми сторонами, заверить подписью руководителя и печатью организации. Более того, в Письме ФНС РФ от 23.03.2017 года №ЕД-4-15/5364@ говорится напрямую, что можно использовать транспортную накладную в электронном виде.

А в суде?

И ЭТрН, и ЭТТН примут и в суде. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 75) и Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 71) разрешают использовать документы, подписанные электронной подписью, в качестве письменных доказательств. А интернет-сервисы «Мой Арбитр» и ГАС «Правосудие» давно позволяют направлять в суд электронные транспортные накладные, главное – они должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью.

Подводные камни

Куда же без них. Во-первых, у компаний все равно остаются сомнения по поводу лояльности Федеральной налоговой службы к нововведениям. Руководители опасаются, что при представлении электронных накладных в первый раз могут возникнуть сложности, поэтому можно подстраховаться – сделать запрос в свой орган налоговой службы, в тексте описать намерения и уточнить, будут ли приняты документы в электронном виде.

пример ответа ФНС

Также есть случай, когда комплект документов в бумажном виде действительно требуется — это дорога: накладные распечатываются, по сути, специально для сотрудников ГИБДД.

И такой порядок вещей рискует сохраниться и после того, как «цифровая» транспортная накладная будет формально и адресно узаконена. Поскольку должен быть создан единый центр по хранению электронных перевозочных документов, к которому будут иметь доступ все контролирующие органы. А это, по срокам, обозначенным Министерством транспорта, произойдет только в 2024-м году.

А могут ли подделать электронные документы?

Самое важное при работе с ними — обеспечить сохранность квалифицированной электронной подписи у того лица, которое ответственно за подписание документов в компании. Если usb-токен будет утерян или украден, им теоретически могут подписывать электронные документы сторонние лица. Это может повлечь большие риски и сложную степень доказывания в судебном процессе, к примеру, по взысканию необоснованного обогащения.

А к вопросу о подделке — да, спецы в ИТ-области могут и это, но и электронную подпись можно проверить на подлинность.

К примеру, вы получили документ, подписанный электронной подписью. На этом электронном документе может содержаться оттиск с реквизитами электронной подписи организации, которая её поставила. Не следует вслепую руководствоваться данным документом — существует соответствующее специальное программное обеспечение, в том числе на сайте госуслуг, в которое вы можете загрузить файл, подписанный электронной подписью. Специализированная система проверит — действительно ли эта подпись квалифицированная и принадлежит ли она вашему контрагенту по договору.

А что с электронным документооборотом у Грузовой Планеты?

Мы со своей стороны постепенно внедряем электронный оборот в нашу компанию, и до ЭТрН пока еще не добрались. Но собираемся. В какой-то мере процесс может «пробуксовывать» на стороне заказчиков перевозок: еще не все компании перешли на юридически значимый электронный документооборот по актам и счетам-фактурам. Но надеемся, после прочтения этой статьи Вы немного смягчите свое мнение по поводу подобных нововведений — ведь выигрывают по итогу все стороны.

Еще больше новостей читайте в нашей группе вконтакте vk.com/gruzoplaneta

ИНФОРМАЦИЯ ТРОНУЛА ВАШЕ СЕРДЦЕ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

8 (953) 696-44-44 Заявка на груз

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОС?
ЗАДАЙТЕ ЕГО НАМ!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
и с вами свяжется наш консультант, чтобы ответить на Ваши вопросы.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ НОМЕР
и мы перезвоним Вам!

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ
и с вами свяжется наш менеджер, чтобы ответить на Ваши вопросы или начать сотрудничество.

Мы гарантируем конфиденциальность оставленных Вами контактных данных.

ПОЕХАЛИ С НАМИ!

Вам нужно перевезти груз? Оставьте заявку и наш менеджер незамедлительно свяжется с Вами.

ТК "ГРУЗОВАЯ ПЛАНЕТА"

Доставка по России и в страны СНГ
Наш адрес: Киров, Московская улица, 107Б
(Бизнес Центр "Московский" 6 этаж)
Режим работы: Пн-Пт 08:00-17:00
Контактный телефон: +7 (953) 696-44-44

8 (953) 696-44-44