
Послепраздничный дайджест: с каких изменений в грузоперевозках начался 2021 год?
Дата публикации: 21 января 2021 года
С 1-го января благодаря «регуляторной гильотине» потеряли силу свыше 200 нормативных документов в сфере транспорта и организации дорожного действия (их перечень можно посмотреть здесь), а на их место пришли новые.
Правда, в большинстве случаев «регуляторная гильотина», которая должна была актуализировать требования для бизнеса, завершилась переизданием прежнего текста документов под новым учетным номером. Однако некоторые существенные нововведения все-таки есть.
Режим труда и отдыха приблизили к ЕСТР
Итак, по новым нормам, вступившим в силу с 1-го января, продолжительность беспрерывного вождения, как и в ЕСТР, увеличена до 4,5 часа, а специального перерыва — до 45 минут. Перерыв, правда, можно разделить на 15 и 30 минут. Ранее безостановочно находиться за рулем российский водитель мог до 4 часов, после чего должен был сделать перерыв на 15 минут, а затем повторять его каждые два часа.
До норм ЕСТР довели и величину еженедельного отдыха — с 42 до 45 часов.
Из нововведений отметим также исключение из рабочего времени времени охраны груза (ранее засчитывалось как минимум на 30%) и времени, в течение которого водитель, работающий в экипаже, не управляет автомобилем (засчитывалось не менее чем на 50%).
Что касается времени управления автомобилем и продолжительности ежедневного отдыха, то они, по сути, остались прежними: в первом случае — 9 часов, которые не чаще двух раз в неделю можно продлить до 10 часов, во втором случае — не менее 11 часов, которые не чаще трех раз в неделю можно сократить до 9 часов.
Весогабаритным рамкам «прописали» трехмесячный тестовый режим
В соответствии с новым порядком весогабаритного контроля, который действует с 1-го января, каждый новый автоматический пост должен первые три месяца работать в тестовом режиме. В это время штрафы с перевозчиков в случае превышения параметров не взимаются. Справедливости ради, тестовый режим практиковался и прежде, однако его необходимость нигде не была закреплена, поэтому каждый регион решал самостоятельно, вводить ли его и на какой срок.
Что еще важно, так это то, что новый порядок вводит в состав автоматических постов электронные табло, где должны отображаться результаты взвешивания, в то время как ранее по этому поводу указывалось нечто расплывчатое про то, что просто должны быть какие-то технические средства информирования владельца автомобиля.
Как следствие, каждый регион вводил свое: в одних действительно ставили электронные табло, в других организовывали SMS-оповещение, где-то запускали специальный портал для ознакомления с результатами, а где-то вообще забывали про такие требования…
Но что еще важнее важного — это закрепление обязательного тестового периода и наличия электронных табло на законодательном уровне. С 17-го января вступили в силу поправки в закон об автомобильных дорогах, касающиеся весогабаритного контроля. И они буквально говорят следующее:
1. «Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств посредством автоматического пункта … не допускается без установления периода его тестовой эксплуатации»;
2. «Оборудование, обеспечивающее визуальное информирование водителя, устанавливается на автомобильной дороге по пути следования транспортных средств после автоматического пункта весового и габаритного контроля».
При этом закон обязует и водителей транспортных средств, параметры которых оказались превышены, остановиться в ближайшем разрешенном месте за пределами проезжей части и устранить нарушение. Новый порядок весогабаритного контроля, кроме того, предусматривает установку специальных знаков, предупреждающих о приближении к автоматическому посту: они должны стоять как минимум за 50 метров до «рамки».
В транспортной накладной обозначили место для экспедитора
С 1-го января вступили в силу новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые, в свою очередь, ввели новую форму транспортной накладной. Теперь в ней в графе «Грузоотправитель» появилось новое «окошечко», которое следует отмечать, если перевозку организует экспедитор. В таком случае также необходимо заполнить новое поле «Клиент», где указывается непосредственный заказчик перевозки.
Из нового в транспортную накладную также ввели необходимость уточнять в графе «Транспортное средство» форму его принадлежности перевозчику: собственность, аренда или лизинг. Новые правила, кроме того, закрепили еще одно важное и долгожданное положение: транспортная накладная может оформляться как в бумажном, так и в электронном виде.
Правда, по-настоящему электронный документооборот в грузоперевозках заработает позже, когда будут определены требования к операторам и информационным системам, через которые можно будет оформлять электронные накладные и пр.; когда запустят единую информационную систему, куда будут поступать все данные об электронных перевозочных документах; когда электронные документы или их копии можно будет предъявлять при проверке на дорогах.
Последнее положение, кстати, введут в ПДД с 1-го января 2022-го года.
Женщинам официально разрешили работать дальнобойщиками
С 1-го января начал действовать новый перечень опасных для женщин профессий, из которого, по сравнению с прежним, вычеркнули сразу около 300 позиций. В числе вычеркнутых оказалась и работа водителем грузовика массой свыше 2,5 тонн. Таким образом, теперь она официально открыта для женщин.
Впрочем, в России уже давно есть женщины-дальнобойщицы. И они справляются со своей работой не дожидаясь пересмотра запрещенных списков.
Для автомобильных «зайцев» ввели штрафы
С 10-го января в КоАП появился новый вид штрафов — за неоплаченный проезд по платной дороге: 5 тыс. рублей — для владельцев грузовиков и автобусов, 1,5 тыс. рублей — во всех остальных случаях. Постановление о штрафе будет оформлено, если оплата не поступит в течение пяти дней с момента проезда.
При этом, однако, если в течение 20 дней с даты вынесения постановления проезд все-таки будет оплачен, штраф аннулируется. Если «письмо счастья» задержится в пути, срок погашения задолженности продлят еще на 20 дней.
Напомним: основной причиной введения штрафов стал запуск новой системы оплаты проезда на платных дорогах — free flow (или «свободный поток»), которая не предусматривает наличия пунктов взимания платы, где «зайцу» запросто могут перегородить проезд и заставить заплатить или вовсе не пустить на трассу.
Новая система основана на свободном въезде на дорогу, где для слежения за транспортным потоком установлены «рамки»: они фиксируют проезжающие автомобили, а также считывают плату за проезд, если в автомобиле установлен транспондер. Если транспондера нет, то оплатить проезд через специальные терминалы и приложения можно как перед началом пути, так и после.
На данный момент такая система пока реализована только на Центральной кольцевой дороге. И вот потому, что в ноябре открылся третий этап трассы, а в самом конце декабря — еще 170 км, новые штрафы сейчас и ввели. Кстати, платными уже являются III и IV этапы ЦКАД (последний стал таковым с 12-го января). Так что, если доведется ехать по этим участкам, не забудьте заплатить за проезд по ним.
Грузовикам с опасными грузами продлили езду без ГЛОНАСС до 1-го сентября
В рамках, опять-таки, «регуляторной гильотины» Министерство транспорта подготовило новые Правила оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации. И если прежде планировалось, что владельцы автобусов и грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны установить «маячки» ГЛОНАСС до 1-го июня этого года, то теперь срок перенесли на 1-е сентября.
Однако с 1-го сентября 2021-го года все перечисленные транспортные средства должны будут ездить со специальной аппаратурой, которая способна ловить сигналы как минимум двух навигационных систем (ГЛОНАСС при этом в числе обязательных) и передавать каждые 30 секунд в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» информацию о маршруте и скорости движения автомобиля.
По данным АО «ГЛОНАСС», цена устройства варьируется от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, его подключение к системе стоит 1 170 рублей, а ежемесячная абонентская плата составляет около 200 рублей. Впрочем, вместе с тем напомним, что требование о подключении автобусов и грузовиков с опасными грузами к системе спутникового слежения появилось еще в 2018-м году, оно должно было вступить в силу с 15-го апреля того года, однако с тех пор уже несколько раз переносилось…
С 1-го января 2021-го года, кроме того, упразднили режим ЕНВД, который был популярен и у мелких перевозчиков.
А вот порядок получения водительской медицинской справки остался прежним. То есть: еще на протяжении всего этого года для получения справки сдавать анализы на алкоголизм и наркотики не придется.
Они, предположительно, станут обязательными с 1-го января 2022-го года. Вернее: с 1-го января 2022-го года должен измениться порядок получения водительской справки. В него каким-то образом «впишут» проверку на алкогольную и наркотическую зависимость.
Но как именно будет происходить эта проверка, в ведомстве в течение этого года как раз таки и попытаются определиться…
Еще больше новостей читайте в нашей официальной группе Вконтакте
источник и ссылки на все законопроекты
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ!