
Полная статистика по кражам грузов в России за 2020 год
Итак, по итогам 2020-го года несколько организаций по защите грузов объединились и сделали отчет о статистике краж грузов в России.
Это компании IMPACT, TT Клуб и TAPA.
Для справки: IMPACT — это созданная в России цифровая платформа для сбора и анализа данных об утрате грузов. TT Клуб — британское общество взаимного страхования, один из мировых лидеров в области страхования международного транспорта и логистики. TAPA — ассоциация по защите перевозимых грузов.
О кражах грузов в России сообщается крайне мало, но собранные данные действительно дают представление об основных тенденциях.
Для подготовки отчета они использовали как собственные сведения — из системы IMPACT и информации TT Клуб об убытках, так и из открытых источников, СМИ, судебных разбирательств и т.п.
Данные показывают, что в течение последних пяти лет число случаев хищения грузов значительно сократилось. То же самое, кстати, говорит и официальная статистика: если в 2016-м году было зарегистрировано 2 452 инцидента, то в 2020-м году — 1 334.
То есть: отмечается снижение сразу на 45%.
Правда, как уточняется в отчете, действительно серьезный сдвиг произошел за один год, когда в 2020-м году, по сравнению с 2019-м годом, количество случаев уменьшилось на 35%.
Вполне вероятно, что на это повлияла эпидемиологическая ситуация.
Как крадут грузы в России?
Вообще, из отчета можно выделить несколько основных тенденций. Первая из них — то, что в России, в отличие, например, от стран Европы, основная доля хищений приходится на мошеннические схемы (83,2% от общего числа инцидентов).
Если в Европе грузы чаще всего крадут на неохраняемых стоянках, то в России их перехватывают на пути от отправителя к получателю.
Самая распространенная схема — завладеть грузом с помощью водителя. Ее предпочитают в 94,5% случаев мошенничества.
При этом водитель может быть как в сделке с преступниками, так и использоваться вслепую. От имени грузополучателя ему говорят, что место выгрузки изменилось, и направляют в совершенно другом направлении.
А в это время, кстати, грузополучатель уверен, что товар едет к нему, и только через несколько дней, когда мошенники перестают выходить на связь, бьет тревогу.
Что примечательно, такая и без того популярная схема в 2020-м году вышла на свой пик: доля инцидентов увеличилась с 78,3% до 94,5%.
В свою очередь, другой распространенный способ мошенничества — подделка документов — в прошлом году стал использоваться в 4 раза реже: доля случаев сократилась с 20,9% до 5,1%.
Как подчеркивают авторы отчета, мошеннические схемы требуют от преступников хорошей подготовки. Прежде всего, естественно, идет отслеживание активностей экспедиционных компаний и просчет, когда к ним наименее рискованно вклиниться (например, когда речь о срочной доставке груза).
Если же, как это часто происходит, мошенники непосредственно выдают себя за перевозчиков, то необходимо еще найти транспорт, водителей и т.п.
Однако, кроме того, преступники отличаются еще и достаточным уровнем знаний в области логистики. Они хорошо понимают, как устроена цепочка поставок, какие документы необходимы в перевозках, какие транспортные средства требуются для определенного груза, какие меры безопасности предпринимаются транспортными компаниями и пр.
Что чаще всего крадут?
Самая популярная цель— продукты питания (27,8% от всех случаев), хотя, казалось бы, из-за срока годности их тяжелее сбыть. В том смысле, что сбывать их нужно быстрее, а потому точки сбыта уже должны быть заранее определены.
Правда, авторы отчета этот феномен, наоборот, объясняют как раз таки широким рынком сбыта: продукты питания всегда имеют большой спрос и при этом их тяжелее отследить. Кроме того, к их перевозке, как правило, применяются менее жесткие меры безопасности.
В свою очередь, в 2020-м году, когда из-за коронавирусных ограничений перевозки товаров первой необходимости и прежде всего продовольствия увеличились, выросло и число их краж — с 22,1% до 27,8%.
В 84,7% хищений продуктов питания используется описанная мошенническая схема. И только 6,4% инцидентов связаны с непосредственной кражей груза во время стоянки грузовика.
Самые же похищаемые продукты — это мясо, рыба, овощи и фрукты.
Кстати, что примечательно, алкогольные напитки находятся у мошенников лишь на восьмом месте по спросу (3,6%). И вот их, стоит отметить, крадут довольно часто именно с грузовиков (46%), на долю мошенничества приходится 54% инцидентов.
Вторым по уязвимости грузом, как следует из отчета, является металлопродукция (12,5%), третьим — строительные материалы (9,8%), четвертое и пятое место в списке предпочтений за бытовой техникой (8%) и автозапчастями (7,3%) соответственно.
При этом число хищений металлопродукции в прошлом году снизилось практически вдвое (с 24% до 12,5%) и все 100% зафиксированных случаев, в отличие от предыдущих лет, связаны с описанной мошеннической схемой. Хотя в 2019-м году небольшая доля преступлений все же приходилась на кражи из грузовиков и подделку документов — по 2%.
Из последних тенденций также можно отметить, что выросло число мошеннических схем при хищении строительных материалов (с 69% до 90,6%), бытовой техники и электроники (с 40% до 61,6%) и автозапчастей (с 48% до 79%).
Мошеннические схемы, в принципе, повторимся, самые популярные и набравшие еще большей популярности в «коронавирусном» 2020-м году.
Вместе с тем есть грузы, которые традиционно предпочитают красть «не заморачиваясь» — прямо из грузовиков. Это, как мы уже говорили, алкоголь (46% случаев), а также бытовая техника и электроника (30,8%), одежда и обувь (33%).
Какие регионы самые популярные?
(карта 2020 года в сравнении с 2019)
Естественно, наибольшее число хищений происходит в Московской области и в принципе в центральных регионах страны, что совсем не удивительно: именно на центральные регионы приходится основное количество складских мощностей (только на Московскую область — 55% от общего числа) и здесь же высока доля заказов и грузоперевозок.
Однако при этом есть и свои особенности. Например, факты кражи алкоголя довольно часто фиксируют на Северном Кавказе, где он, собственно, и производится. А брендовую одежду и обувь нередко похищают по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, поскольку один из популярных способов ввоза таких товаров — через морской порт северной столицы.
Если говорить о других видах грузов, то более 60% краж автозапчастей зарегистрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Томилино, Клине, Домодедово и Жуковском, а порядка 78% случаев хищения бытовой техники и электроники — на территории крупных логистических центров вблизи населенных пунктов Марушкино, Чехов и Новоселки.
В свою очередь, «исчезновение» косметики или бытовой химии, помимо Московской области, чаще всего фиксируется в Тульской и Ленинградской областях, а строительных материалов — в Нижегородской, Новгородской, Кемеровской, Кировской и Ленинградской областях.