
Кражи грузов: почему грузовладельцы молчат?
Что произошло?
23 мая на бирже грузоперевозок появилась тема, в которой сообщили о хищении груза.
Этот случай остался бы рядовым, если бы не одно важное обстоятельство. В ходе общения потерпевшим удалось выяснить, что мошенники связывались и с другими грузовладельцами с начала апреля по май. Переписку жулики удалили, но её история сохранилась у администраторов.
Общение (письма, звонки) было достаточно активным, чтобы утверждать: в апреле и мае жертвами мошенников стали еще как минимум 12 компаний. И ни одна из них не сообщила об этом на форуме.
Схема
Мошенники использовали проверенную временем схему: купили юр. лицо с аккаунтом на АТИ (с хорошей репутацией). Наняли водителей. Им уже давали прямые указания по телефону. Действуя осознанно, те увозили груз в другое место, где его и забирали мошенники. Водители в таких случаях практически всегда являются исполнителями преступления, но чаще всего остаются безнаказанными.
Что известно о мошенниках
Компания из Самары работала на площадке с 2019 года: претензий к её деятельности не возникало. Хозяйка решила продать компанию и нашла покупателя: в феврале 2021 года начался процесс переоформления. В марте учредительные документы были переоформлены на покупателя, который должен был снять хозяйку с должности директора и назначить другого руководителя.
Но новый управляющий не снял с должности предыдущего директора.
А в апреле женщине начали звонить представители других компаний и сообщать хищениях. 13 мая ей всё же удалось взять у нового владельца расписку о том, что тот обязуется снять её с должности директора. С тех пор он на связь не выходил.
Личность человека, купившего фирму, удалось установить. Новоиспечённый владелец транспортной компании оказался молодым человеком 1998 года рождения, которого использовали в качестве номинального директора и учредителя. В дальнейшем удалось раскрыть личности двух водителей, которые с ним работали – один из них уже фигурировал в других темах на форуме «Недобросовестные партнёры» летом 2019 года и был использован в такой же схеме.
Что известно о хищениях
Потерпевшие стороны получили достоверную информацию о том, что в апреле и мае мошенники активно взаимодействовали с рядом грузоотправителей: созванивались и переписывались по электронной почте. Содержание звонков и писем не раскрывается, но сам факт многодневной переписки говорит об активных переговорах мошенников и их потенциальных жертв.
Потерпевшие начали обзванивать взаимодействовавшие с мошенниками компании, однако их представители о других хищениях ничего не рассказали. Кто-то сообщил, что перевозчик не прошел проверку в службе безопасности, а кто-то и вовсе сказал, что перевозчик по какой-то причине отказался от перевозки (хотя количество звонков и писем указывало на обратное).
Претензии на компанию всё же поступали. Один из заказчиков загрузил фуру мошенников эмульсией для духов – её не стали везти по адресу и вернули на объект, где произошла загрузка.
По всей видимости, мошенники рассчитывали на дорогостоящую парфюмерию и решили не связываться с неликвидным сырьём, сбыть которое практически невозможно.
Наибольшее количество хищений произошло буквально за несколько дней, с 18 по 20 мая. Злоумышленники сорвали большой куш, украв несколько партий груза, в том числе дорогостоящей бытовой техники. С момента первых сообщений о кражах прошел почти месяц: если бы хоть один потерпевший сообщил о мошеннических действиях, этих краж можно было бы избежать.
Почему молчали жертвы?
Кто-то опасался за свою репутацию. А кто-то не верил, что мошенников можно поймать.
Действительно, не каждый инцидент с хищением заканчивается благополучно и не каждый украденный груз удаётся вернуть. Хотя есть одно «но».
Безразличие в такой ситуации ставит под удар всех участников рынка, включая тех, кто решил не рассказывать о произошедшем хищении: чем проще мошенникам работать, тем активнее они будут покупать компании с номинальными управляющими и использовать более изощренные и развитые схемы.
Будьте начеку, друзья! 🙂